Уральское камнерезное искусство

  Вернуться к началу раздела Статьи, заметки

    Уральское камнерезное искусство — уникальная разновидность русского декоративно-прикладного искусства.

    С XVII в. русские "рудознатцы" открывали на склонах Уральских гор (др.-русск. Оралтова гора, от манси urala — "горная вершина") богатейшие в мире залежи цветных полудрагоценных камней: агатов, сердоликов, халцедонов.

    Около 1635 г. был обнаружен самый знаменитый из уральских камней — малахит, бирюзовый (от светло-зеленого до изумрудного цвета) и плисовый (темной окраски с шелковистым блеском).

Главная

Целебные свойства крапивы

Крапива в народной медицине

Крапива в кулинарии

Крапива в косметологии

Интересные факты

Пословицы, поговорки

Статьи, заметки

Контакты

Источники информации

Карта сайта

Главная

Как собирать крапиву?

Как сушить крапиву?

Хранение и применение препаратов крапивы

Целебные свойства крапивы

Крапива в народной медицине

Авитаминоз и анемия

Заболевания органов дыхания

Гепатит

Нарушение обмена веществ

Заболевания органов пищеварения

Сердечно-сосудистые заболевания

Кожные заболевания

Травмы, ожоги

Простудные заболевания

Радикулит и ревматизм

Женские болезни

Болезни печени и желчного пузыря

Язвенный колит

Геморрой

Прочие болезни

Крапива в косметологии

Крапивные лосьоны

Уход за телом

Уход за волосами

Выпадение волос, облысение

Маски для нормальной кожи

Маски для сухой кожи

Уход за жирной кожей

Крапива в кулинарии

Первые блюда из крапивы

Крапивные салаты

Вторые блюда из крапивы

Крапивные напитки

Интересные факты

Пословицы, поговорки

Статьи, заметки

Контакты

Источники информации

Карта сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

загрузка...

  В 1789 г. близ г. Колывань в Пермской губернии открыли светло-зеленую яшму с волнистыми темно-зелеными полосами. Ее месторождение находится на склоне горы Ревнюха, отсюда название: ревневская яшма.

    В 1792—1797 гг. выявили большую группу минералов "роговиков", один из которых, розового цвета, позднее получил название "орлец", или родонит. В 1830 г. были обнаружены изумруды глубокого зеленого цвета, не уступающие знаменитым египетским.

     На Руси цветные, прозрачные, сверкающие камни называли самоцветами, или "самосветами". На русский лад меняли и европейские названия. Например, желто-зеленые гроссуляры и золотистые гессониты (разновидность гроссуляра) называли "гешенитом" или "гошенитом".

   Изобилие и разнообразие декоративных свойств уральских камней способствовали формированию в России в XVIII в. высокой культуры обработки камня. Ярко-синий уральский лазурит и зеленый малахит использовали в интерьерах русского классицизма для облицовки колонн, пилястр в технике, специально разработанной русскими мастерами.

    Из родонита и яшмы делали настольные украшения в виде обелисков, вазонов и даже небольших храмов. Уральскими самоцветами облицовывали торшеры и огромные декоративные вазы, некоторые делали из цельных кусков камня. Эти вазы ныне экспонируются в залах петербургского Эрмитажа.

    В 1723 г. была основана Петергофская гранильная фабрика под Петербургом, в 1774 г. — Екатеринбургская на Урале, в 1786 г. — Колыванская на Алтае. Художественный стиль изделий из уральских камней формировался в период екатерининского классицизма второй половины XVIII в. Рисунки выполняли столичные архитекторы: Дж. Кваренги, Н. А. Львов, позднее, в XIX в., — О. Монферран, А. И. Мельников, И. И. Гальберг, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси. С 1800 г. Петергофской и Екатеринбургской гранильными фабриками управлял граф А. С. Строганов, являвшийся в то время президентом Императорской Академии художеств в Петербурге.

     Художественным руководителем Петергофской фабрики был протеже графа молодой архитектор А. Н. Воронихин. В 1805 г. Строганов организовал работу бронзолитейных мастерских при Академии художеств.

    В период александровского классицизма были достигнуты удивительная чистота стиля и ясность формы. Многие вазы напоминают античные амфоры, кратеры, килики. Цвет и фактуру камня удачно оттеняют детали из позолоченной и прочеканенной бронзы: фигурные ручки, маскароны, крышки.

     Мастера-камнерезы привносили собственное чувство в антикизированные проекты петербургских архитекторов, меняя детали, варьируя силуэты. В период русского ампира эффектно применяли контраст темной патинированной и золоченой бронзы. В мотивах скульптурного бронзового декора преобладали сфинксы, грифоны, львиные и орлиные маски.

загрузка...

© «О крапиве», при цитировании гиперссылка обязательна

Hosted by uCoz