загрузка...
В 1789 г. близ г. Колывань в
Пермской губернии открыли светло-зеленую яшму с волнистыми
темно-зелеными полосами. Ее месторождение находится на склоне горы
Ревнюха, отсюда название: ревневская яшма.
В 1792—1797 гг. выявили
большую группу минералов "роговиков", один из которых, розового
цвета, позднее получил название "орлец", или родонит. В 1830 г. были
обнаружены изумруды глубокого зеленого цвета, не уступающие
знаменитым египетским.
На Руси цветные,
прозрачные, сверкающие камни называли самоцветами, или "самосветами".
На русский лад меняли и европейские названия. Например,
желто-зеленые гроссуляры и золотистые гессониты (разновидность
гроссуляра) называли "гешенитом" или "гошенитом".
Изобилие и разнообразие
декоративных свойств уральских камней способствовали формированию в
России в XVIII в. высокой культуры обработки камня. Ярко-синий
уральский лазурит и зеленый малахит использовали в интерьерах
русского классицизма для облицовки колонн, пилястр в технике,
специально разработанной русскими мастерами.
Из родонита и яшмы
делали настольные украшения в виде обелисков, вазонов и даже
небольших храмов. Уральскими самоцветами облицовывали торшеры и
огромные декоративные вазы, некоторые делали из цельных кусков
камня. Эти вазы ныне экспонируются в залах петербургского Эрмитажа.
В 1723 г. была
основана Петергофская гранильная фабрика под Петербургом, в 1774 г.
— Екатеринбургская на Урале, в 1786 г. — Колыванская на Алтае.
Художественный стиль изделий из уральских камней формировался в
период екатерининского классицизма второй половины XVIII в. Рисунки
выполняли столичные архитекторы: Дж. Кваренги, Н. А. Львов, позднее,
в XIX в., — О. Монферран, А. И. Мельников, И. И. Гальберг, Ж. Тома
де Томон, К. И. Росси. С 1800 г. Петергофской и Екатеринбургской
гранильными фабриками управлял граф А. С. Строганов, являвшийся в то
время президентом Императорской Академии художеств в Петербурге.
Художественным
руководителем Петергофской фабрики был протеже графа молодой
архитектор А. Н. Воронихин. В 1805 г. Строганов организовал работу
бронзолитейных мастерских при Академии художеств.
В период
александровского классицизма были достигнуты удивительная чистота
стиля и ясность формы. Многие вазы напоминают античные амфоры,
кратеры, килики. Цвет и фактуру камня удачно оттеняют детали из
позолоченной и прочеканенной бронзы: фигурные ручки, маскароны,
крышки.
Мастера-камнерезы
привносили собственное чувство в антикизированные проекты
петербургских архитекторов, меняя детали, варьируя силуэты. В период
русского ампира эффектно применяли контраст темной патинированной и
золоченой бронзы. В мотивах скульптурного бронзового декора
преобладали сфинксы, грифоны, львиные и орлиные маски.
загрузка...